Дмитрий Белкин
Дмитрий Белкин
Помню, когда пришел за своим первым автоматом, в голове была только одна мысль – нужно купить автомат как можно дешевле. Во-первых, денег на старте было немного. А во-вторых, был свято уверен, что чем дешевле автомат, получится купить тем быстрее заработаю денег. Это уже в процессе общения с ребятами из SuperVending начал узнавать, что «не все йогурты одинаково полезны». Конечно, до непотребств всяких не дошло, но, найдя автомат, который мне казался подходящим, я торговался, как завсегдатай восточного рынка. Остановился только, когда мне буквально «на пальцах» начали показывать, что один автомат стоит дешево, но у него и ресурса уже потрачено больше, и количество товара для точки, которую я выбрал, не слишком подходящее. А можно взять «соседа» который стоит – ну, реально – чуть дороже, зато он и простоит долго, и пользоваться им удобно – покупателя не потеряю. Тогда же все эти аппараты еще в новинку были – людям иногда сложно было разобраться. Поэтому нужно было брать автомат с самыми простыми действиями – «положить деньги, тыкнуть, забрать». И чтобы все эти кнопки на виду были, и инструкция рядом висела. Вот такой «удобный» автомат я в результате и купил. Поставил. Первое время реально сам наблюдал, как народ пользуется – сколько людей подходит и покупает, есть ли такие, кто подходит, посмотрит, но не берет ничего. К таким иногда сам подходил и спрашивал, есть ли какие-то проблемы. Как говорится, «узнавал своего покупателя». Очень много считал, фактически постоянно. Это когда ты в бизнесе уже лет 5 – 10, можно позволить себе такую роскошь как «примерно прикинуть», потому что все эти разницы в ценах, прибыли и так далее мозг уже подсознательно просчитывает. А изначально учитывал и считал фактически каждую мелочь – какие расходники сколько стоят, где их лучше закупать, какие снеки лучше покупают. Когда начал «расширяться» пришлось решать, на каком этапе имеет смысл нанимать работников. Потому что до определенного момента, пока автоматов мало, выгоднее самому потратить время на их обслуживание, на ведение бухгалтерии и прочее. Но в какой-то момент либо твой бизнес больше не развивается, либо тебе приходится нанимать сторонних работников. Потому что на 100 частей не разорвешься. Но тут нужно садится и внимательно считать, чтобы и на жизнь хватало, и на зарплату людям, и чтобы можно было откладывать на дальнейшее развитие. И совета тут спрашивать не у кого, потому что каждый сам для себя считает, сколько ему нужно для жизни и как быстро хочется расширить свой бизнес. Например, у меня через год уже была сеть из 10 автоматов – этот баланс был для меня самым удачным, потому что и ужимать себя не приходилось и дальше можно было развиваться достаточно быстро. А вот покупку автоматов я без советов больше не делал. В этом вопросе куда выгоднее использовать чужой опыт, чем набивать шишки самостоятельно. Причем, как понял уже потом, советы, которые я получал, помогали мне не только, как работает именно вендинг-бизнес, но и бизнес вообще. Потому что специфика своя, конечно, есть, но основные правила все равно не меняются, продаешь ли ты кофе или строишь дома. Сегодня у меня своя вендинг сеть на 50 автоматов со средней прибылью в районе 700 тысяч и несколько направлений, которые я только анчал развивать. Например, торговля детскими игрушками через интернет-магазин. Посмотрим, что из этого выйдет. Когда есть дело, которое тебя уже гарантированно обеспечивает, можно позволить себе эксперименты.